Владимир Шпаков уходит в очередной рейс. Сегодня работает на маршруте от Кингисеппа до Порхова. Его автобусу, говорит, всего 4 года, а техническое состояние тянет на все десять. Плохо заводится, передачи, порой, барахлят, двери заедают. По словам Владимира Ивановича, такие проблемы почти со всем автопарком. Предприятие в кризисе, от пассажиров только жалобы.
За срывы рейсов там эти жалобы им надоело эти жалобы писать, они уже не верят, что может что-то сдвинуться в лучшую сторону. Больше 400 подписей только от пассажиров за срывы рейсов. Имея такой порт, как у нас в Усть-Луге, тут должен был парк пассажирский процветать.
Владимир Шпаков, водитель автобуса г.Кингисепп
Причина бедственного положения — нелегальные перевозчики. Говорят, их здесь, как тараканов развелось. Целая транспортная сеть псевдозаказных перевозок — дублирует прибыльные междугородние рейсы автопарка, переманили больше половины пассажиров. Юркие микроавтобусы едут в два раза быстрее за ту же цену. Многие это приветствуют. Лихие водители, отсутствие лицензий на перевозку, мало кого беспокоит.
– Ну удобно, ну нам бы конечно доехать, состояние не очень конечно.
– Пристёгиваемся ремнями безопасности.
– Ну как то привычка у нас уже да.
– Не напрягает, нет, как-то привычка, самое главное, если собрался, чтобы уехать.
Отток пассажиров довёл АТП до ручки, нет денег не то, что парк обновлять, даже на запчасти. Число рейсов сокращается, штат сотрудников тоже, водители недосыпают, говорят, приходится работать за троих.
Выходишь в четыре часа утра, а заканчиваешь работать в 10 вечера, представляете, сколько мы наезжаем, не соблюдается режим труда и отдыха, нужно же 12 часов отдыхать, а у нас сколько? 8 часов отдохнул и опять пошёл на работу.
Центр Кингисеппа, улица Карла Маркса. Площадка возле магазина хозтовары уже много лет стоянка нелегальных перевозчиков. Пройти мимо невозможно. Целая группа зазывал предлагает пешеходам прокатиться с ветерком.
– Через пять минут едем.
– На Питер?
– Да.
– Через пять минут отправляемся.
За пассажиров здесь жёсткая конкуренция. С одной стороны работает фирма «Легион», с другой — компания «Аврора». С виду обычные маршрутки, на всех надпись – “заказной”.
– У вас как, побыстрее будет, сколько до Питера?
– До метро полтора часа, это Ветеранов.
– Ничего себе, быстро, не опасно ехать?
– Да нет, а что здесь первое метро, полтора часа, ну, час сорок, где-то в таком виде.
– А вы тоже полтора часа, или быстрее?
– Кто как едет.
Желающих стать пассажирами ведут за угол дома к администратору. В этой легковушке он берёт деньги и составляет список пассажиров.
– Фамилию говорим!
– Паспорт надо?
– Да не надо, лишь бы с собой был.
Тем самым создаётся видимость легальной работы, расписываясь в документе, пассажиры подтверждают, что не просто где-то поймали маршрутку, а специально заказали её. Такие заказы происходят каждые полчаса. Пассажиров подбирают и по пути в Петербург. Это, правда, противоречит правилам заказных перевозок, но так как проверки здесь бывают редко, от этих правил отступают.
– Вот оттуда номер перепишешь, позвонишь туда, они тебе место зарезервируют, рядышком остановят, и поедешь дальше.
В парке каждой фирмы десятки машин. Владельцы не утруждают себя содержанием автобазы или станции техобслуживания. Технику паркуют на стоянках во дворах.
Похожий транспортный бизнес успешно работает в Сланцах. Здесь заказными перевозками занимается местный предприниматель Кузьмин, он пошёл дальше и открыл в центре города мини автовокзал. Это событие даже осветили местные СМИ.
Небольшую автостанцию разместили прямо в центре города, для клиентов все удобства: стулья, кофе, туалет, в случае задержки рейса пассажиров развлечёт большой плазменный телевизор.
– Документ, удостоверяющий личность?
– Документ, зачем?
– Чтобы я внесла вас в список транспортных средств, чтобы я внесла вас в список, убедившись в вашей личности.
– Безопасно ехать?
– Ну, я всю жизнь езжу. Страховка два миллиона на каждого пассажира, стараемся соблюдать все законы.
Для видимости легальной работы студентам и пенсионерам билет со скидкой, да и проход в автобус как на многих вокзалах по посадочному талону, почти каждый рейс набирает не меньше десяти пассажиров.
– Это называется фрахтовочный лист, где записывает пассажир, который хочет уехать в эту группу на Санкт-Петербург.
Александр Кузьмин невозмутимо доказывает легальность своего бизнеса, показывает договор фрахтования, путевой лист, страховки, говорит, компания работает по принципу турфирмы, как заказали, так и отвезли.
Набралась группа — поехала. Поэтому, кто считает что нелегально — это совершенно не так. Если бы мы были нелегальны, поверьте, здесь бы мы уже не работали. 12-ый год я здесь на этом рынке.
Александр Кузьмин, предприниматель
В то время, когда заказная маршрутка почти всегда заполнена, официальный рейс везёт воздух: вместо пяти часов в Пазике, пассажиры предпочитают три в маршрутке, да и стоянка отправления удобнее. Статус перевозчика волнует немногих, главное — везёт.
Бизнес заказных такси успешно процветает и на востоке Ленобласти. С трассы «Кола» в Петербург ежедневно прибывают несколько десятков заказных микроавтобусов. В их числе самые протяжённые маршруты из Подпорожья.
Инспекторы ДПС останавливают для проверки микроавтобус одного из ведущих подпорожских перевозчиков. Маршрут фирмы «Межгород» тоже заказной, ходит 4 раза в день. Основной костяк пассажиров регистрируют через социальные сети. Пассажиры не в курсе статуса перевозчика, говорят: «Водит хорошо, значит легальный».
– Это же не частник какой-нибудь от себя повёз, нет, ну наверное частный, но какая-то лицензия есть, да не наверное ,а конечно есть.
– Вы сейчас на какие ответы провоцируете нас?
– Ну, тут же проблема страховки: в аварию если попадёт автобус.
– Ну, вы знаете ,если об этом думать, страховка, у нас всё нормально.
– Ну, кто когда страховку получал?
По закону оштрафовать таких перевозчиков можно лишь за несоблюдение правил заказных перевозок. К примеру, если в салоне едет пассажир, не отмеченный в договоре фрахта. Здесь заказники стараются не нарушать. А вот с соблюдением правил дорожного движения наоборот.
– Где знак «Шипы», вы видите? Мы тоже не видим. Кто устанавливал, куда он делся?
– Наверное, вылетел.
Через минуту на этой же точке останавливают автобус из Лодейного Поля. У водителя не работает тахограф — устройство, которое замеряет скорость и режим труда водителя. Вероятно, выключили не случайно.
– А почему не пользуетесь обычным официальным перевозчиком?
– А это очень удобно, у дома забирают, подвозят, быстрее едят, добираемся быстрее, чем пять часов лучше два с половиной.
– То есть, вам скорость важнее?
– Если суждено разбиться, значит разобьёмся.
В числе постоянных клиентов этого рейса даже чиновники. Президент областной федерации каратэ к автобусу претензий не имеет, говорит, пользуется часто, сервис устраивает, да и машины хорошие.
– Прямо от дома они меня забирают, и обратно также привозят.
– А по цене это сколько?
– Ну, официальный автобус 540 рублей, а этот 500.
– То есть, вы не считаете, что это нелегальный перевозчик?
– Я сколько езжу, никогда никаких проблем не было.
Леонид Ругачин, президент федерации каратэ Ленинградской области
В прошлом году транспортники добились закрытия больше шести нелегальных маршрутов. В основном, под удар попали так называемые «скотовозки» — кустарно собранный транспорт без каких-либо документов и табличек. Сложнее с теми, кто имитирует законный бизнес. Хотя, в погоне за прибылью, псевдозаказники рано или поздно подставляют спину.
Все поездки на нелегальных перевозчиках, которые делают незаконную предпринимательскую деятельность, они чреваты чем? Подвижной состав не проходит проверку. Нет выпуска, нет ОТК, медицинской проверки водителя предрейсового,
послерейсового осмотра, контроля состояния подвижного состава. Зарплаты, соответственно, все чёрные, все деньги никак не учтены, это в чистом виде незаконная предпринимательская деятельность.
Михаил Присяжнюк, заместитель председателя управления по транспорту ЛО
На юге Ленобласти успешно процветает другой вид нелегальных перевозок – заказные такси. Восьмиместные легковушки активно колесят по Тосненскому и Гатчинскому районам. Машины известны лихачами водителями, у которых своё понимание безопасной езды.
Гатчина, площадь Станислава Богданова, конечную остановку 56-го автобуса оккупировали небольшие легковушки с шашечками. По документам обычные машины такси, на практике дублёры автобусного маршрута.
– Что, народу сегодня особо нет?
– Ну да, видите, это так обычно, в это время, обычно с утра.
– Чаще на автобусах ездят или на вас?
– Молодёжь в основном, с нами. Пенсионеры привыкли к автобусам. Им только автобусы давай.
Отправление каждые пятнадцать минут перед приходом рейсового автобуса. Наша камера, правда, несколько сбила работу таксистов. Диспетчер спрятался в магазине, а машины разъехались. Оценив возможные риски, через десять минут, «Салют» вернулся на привычную стоянку.
– Что испугались-то?
– Я не знаю, я например не боюсь, что я официально работаю, всё по-честному.
– Так вы же подменяете официальный маршрут?
– Как понять?
– Ну вы идёте по маршруту официального перевозчика.
– Ну, а я то не причём, я то здесь причём? Я — водитель.
Ещё два года назад управление федеральной антимонопольной службы заподозрило компанию в недобросовестной конкуренции. После неоднократных предупреждений на фирму завели дело. Долгие судебные разбирательства закончились не в пользу таксистов. Компанию оштрафовали на 300 тысяч рублей.
По результатам экспертных оценок, было принято решение, что перевозки, которые осуществляет «Салют», носит характер маршрутных перевозок. Те же остановки, тот же маршрут. Единственное, что у них не было строго расписания, они отправлялись по мере наполнения. Кроме того, такие перевозки не позволяют отследить состояние автобусов, это наша с вами безопасность, опять же, страхование пассажиров.
Александр Аверьянов, заместитель руководителя УФАС по Ленинградской области
Перевозки «Салюта» популярны не только в Гатчине, но и в Тосно. Здесь таксисты умудрились забронировать стоянку прямо на платформе автовокзала. Процесс посадки контролирует несколько крепких мужчин.
Всего на 15 рублей дороже вот это. Смотри, какая машина, садись, через 40 минут там будешь, до Звёздной через Купчино едет. Хочешь, музыку поставить, хочешь кофе.
Машины «Салюта» регулярно становятся участниками ДТП. Вот чем закончился рейс в посёлок Никольское месяц назад… Очевидцы говорят: водители ехал по скользкой дороге как сумасшедший, вот и результат. А это инцидент годичной давности, водитель решил объехать пробку напролом по встречной.
Трагедией закончилось ДТП минувшим летом под Ям-Ижорой. В аварии «Салюта» погибла женщина из Тосно. На мокрой дороге, водителя занесло и бросило под грузовик, после столкновения от машины почти ничего не осталось, каким-то чудом уцелели остальные 5 пассажиров.
Зачастую эти перевозчики, они не имеют страхование жизни и ответственности перевозчика перед пассажиром. И когда наступают какие-то негативные последствия, то фактически этим людям некуда обращаться за возмещением вреда.
– А то, что они говорят, что у меня страховка есть?
– Это не та страховка, совершенно другой вид страхования, и пассажиры ничего по ней не получат, это обычное ОСАГО или КАСКО, а это другой вид страхования, и за него тоже надо платить.
Ренат Ягудин, руководитель ГКУ “Леноблтранс”
После наших поездок в социальных сетях многие отчаянно заступались за нелегальных перевозчиков, беспокоились, что транспорт прикроют после этого сюжета. По мнению жителей, легальный транспорт ничуть не лучше заказных маршруток и такси. И где безопаснее ехать — еще большой вопрос. Мы тоже задумались…
Проверка автобусов в посёлке Приладожский. Сотрудники Госавтоинспекции и Леноблтранса приехали сюда по жалобам пассажиров. В числе претензий: частые поломки автобусов, как следствие — отмена рейсов. Первый автобус, и сразу же нарушения. В салоне не закреплены пассажирские сидения.
Еле держатся, можно спокойно достать, под сиденьями, кстати, спрятаны ремни безопасности. Видно, что очень старые, чем-то измазаны, есть сомнения, что при аварии они могут быть эффективны, если конечно, вообще пассажиры смогут их достать и пристегнуться.
Алексей Спиричев, корреспондент
Для водителя тоже сюрприз, говорит, сидения недавно заменили, но, видимо, забыли прикрутить.
– Это у нас есть служба, водитель, сказали, ни к чему не должен прикасаться, только рулить и переключать скорости.
– Автобус 11 года, что вы хотите, и новых, как нам сказали, больше не предвидится.
Есть и другие нарушения. На схеме маршрута не отмечены зоны опасных участков. Это важно, ведь водителей часто переставляют с одного рейса на другой, и не каждый может быть в курсе дорожной обстановки.
– Вы можете в этом разобраться?
– Нет.
– Если эта схема опасных участков здесь должны быть указаны зоны?
– Ну, наверное, должны быть. Тут только дорога обозначена. Вот что-то тут отмечено, что это у нас? А, ну, остановки отмечены, наверное.
– Вы вообще эту схему видели, до этого?
– Нет.
– То есть, первый раз видите этот документ?
– Да.
Похожие нарушения у других машин. Протокол составляют почти на каждый прибывший автобус. Средний возраст этих машин около 7 лет, по современным меркам не так и плохо, на этой же остановке можно встретить более возрастные экземпляры. Вот, к примеру, Мерседес на Кировск, машина 96-го года постройки. Это, хоть и хваленое немецкое качество, но видно, годы на севере берут своё.
– У вас в парке все такие автобусы?
– Нет, это единственный, последний.
– То есть, вам доверили — последний?
– Ну как бы да, добить наверное.
Ещё печальнее выглядит техника в соседнем Волховском районе. На очередной маршрут Новая Ладога — Волхов выходит один из самых старых автобусов Ленинградской области – Вольво Шафле восьмидесятых годов прошлого века.
– Билет надо вам?
– Нет, не надо.
– Как аппарат? Работает?
– Ну, как видите, едем.
Многие жители называют эти автобусы — сараями на колёсах. В 90-х эти автобусы купили в Норвегии, причём, уже списанными, и вот до сих пор они на ходу, хотя ,чувствуется, работает на последнем дыхании.
Алексей Спиричев, корреспондент
Кому-то понравится такой музейный экспонат: автобус, как в детстве, ностальгия по прошлому, но для многих жителей такое качество транспорта неприемлемо, тем более, стоимость проезда одна из самых высоких в регионе — из Новой Ладоги в Волхов —100 рублей. Пассажиры шутят: «Куда дальше, хоть и ретро-автобус, но всё же не музей».
Бывает до Плеханова доедем и сидим, сломается, и другой ещё приедет — сломается. Так, в основном, едешь, и думаешь — быстрее бы доехать. Здесь сейчас все возмущаются ,беспредел какой-то стал в автобусах.
Наталья Кабукова, житель г. Новая Ладога
Для реальной оценки ситуации едем в автобусный парк. За забором предприятия “Волховавтосервис” атмосфера транспортного кладбища: крытой стоянки здесь нет, вся техника ночует на улице, видимо, всё, что смогли завести, уехало.
Этот автобус, вероятно, списали. Этот, вроде, как на ходу, но тоже выглядит неважно: ржавый, помятый, разбитые стёкла. Сотрудники говорят: работают круглые сутки, даже директор ремонтирует автобусы, когда рук не хватает.
Алексей Спиричев, корреспондент
Сами всё видите, стараемся изо всех сил, всё в ремонте, был на линии автобус и тоже сломался, стоял, колёса взорвались.
Директор менее категоричен. Говорит: не всё так плохо, за последние годы впервые поступили новые автобусы, признает, износ парка по-прежнему высокий — 80%, но уверяет ,что пассажирам бояться нечего, к безопасности здесь подходят строго.
Два раза в год мы проходим техосмотр, каждое утро автобус проходит через яму, через механика. Вечером заезжает в парк, также механик осматривает. Если взять по аварийности, то в прошлом году по вине нашего парка ни одной аварии не было.
Андрей Сенюшкин, директор МУП “Волховавтосервис”
Эксперты отмечают, простая замена старой техники на новую, не решит проблем. Предприятие живёт по законам бизнеса и должно зарабатывать, а теневые перевозчики, как раз этому мешают. Размытые федеральные законы о заказных перевозках и такси, к сожалению, это позволяют.
Конечно, было бы нужно использовать кроме изъятия транспортного средства и конфискацию, наши законодатели должны здесь поработать. Сегодня имеется положительный опыт Белоруссии в этом направлении, они фактически победили нелегальные заказные перевозки в сфере такси, прописали ответственность, прописали конфискацию. Человек понимает, что у него конфискуют транспортное средство, и он без него останется. Что дороже?
Ренат Ягудин, руководитель ГКУ “Леноблтранс”
В Государственной Думе лежит долгожданный закон о лицензировании заказных перевозок. Кроме выдачи разрешений, предлагается ввести для водителей ежедневный медосмотр и ужесточить соблюдение графика поездки. В 1-м чтении законопроект утвердили, эксперты надеются, что в течение года парламент доведёт его до финишной прямой. А пока, доступными методами областной комитет по транспорту планирует взяться за теневых перевозчиков Кингисеппа и Сланцев. Чиновники говорят: уже готов примерный план работы по районам, и в этом году проблема сдвинется с мёртвой точки.
Вот они стоят. Приходите, садитесь и ездите.
Владимир Шпаков, водитель
А тем временем, водитель кингисеппского автопарка, Владимир Иванович, собирается обратиться к президенту. Уже собрал больше 400 подписей недовольных состоянием общественного транспорта. В письме хочет рассказать и про трудности автопредприятия, и про низкую зарплату водителей, и про нечестных конкурентов, уже много лет безнаказанно уничтожающих престиж его профессии. Вот выборы пройдут и напишет.