Компания MAN Truck & Bus AG продемонстрировала полный модельный ряд транспортных средств, включая новый городской автобус MAN Lion`s City, а также широкий спектр услуг на выставке MAN Bus Days — 2018, которая прошла в Мюнхене с 15 по 16 марта.
В этом году компания MAN Truck & Bus приняла на своем форуме MAN Bus Days до 1500 гостей со всего мира, в число которых входят как клиенты, так и водители и поклонники марки. С 15 по 16 марта 2018 года посетители выставки получили возможность познакомиться с транспортными средствами всего модельного ряда марок MAN и NEOPLAN, а также провести тест-драйв. Несомненно, одним из самых ярких событий стала мировая премьера нового городского автобуса MAN Lion’s City. Но и уже известный туристический автобус NEOPLAN Cityliner привлек восхищенные взгляды: кузов автобуса украшен яркой наклейкой, выполненной в рамках проекта Moving Art группой художников Klebebande из Берлина. Внутри же посетителей встретил роскошный салон в специальном исполнении MAN Bus Modification Center. В комфортабельной лаундж-зоне автобуса каждый пассажир чувствовал себя VIP-персоной. Для обеспечения питания пассажиров на бортовой кухне имеется СВЧ-печь, холодильник, посудомоечная машина и термобокс.
Завершают программу форума выступления экспертов. Помимо самих продуктов, предметом обсуждения станут также многочисленные услуги сервиса, предлагаемые производителем коммерческих автомобилей, среди которых управление техобслуживанием, выполнение ремонтных работ, предоставление оригинальных запчастей и аксессуаров, а также финансовые услуги. В рамках собственной программы обучения MAN ProfiDrive® проходят курсы повышения квалификации водителей, способствующие повышению безопасности и эффективности вождения. В области пассажирских перевозок основное внимание уделяется вопросам обеспечения техники безопасности и повышения общего уровня безопасности. Водители, прошедшие курсы экономичного вождения MAN ProfiDrive®, способны экономить до 10 % топлива благодаря разумному сочетанию профессиональных навыков вождения, эффективного управления временем и экономичного планирования маршрута.
Отдельная выставочная площадка MAN была посвящена разработке и внедрению альтернативных типов двигателей. Команда специалистов подразделения MAN Transport Solutions консультировала на любые вопросы, касающиеся перехода от технологий с низким уровнем выбросов к технологиям с нулевыми выбросами. В круг задач, поставленных перед квалифицированными специалистами, помимо самого автомобиля, входят также всевозможные вопросы, связанные с инфраструктурой и потребностью в энергии, а также с разработкой концепций техобслуживания и расчетами автопарков.
MAN Lion‘s City задает новые стандарты
На улицах городов появляется принципиально новое поколение городских автобусов MAN Lion’s City. Многочисленные технические новинки соединяются в нем с новым дизайном.
Мировая премьера нового городского автобуса MAN Lion’s City состоялась в рамках организованной компанией MAN выставки Bus Days. При четкой ориентации на экономичность, комфорт вождения, новые технологии и дизайн разработчики поставили перед собой цель установления новых стандартов для всех компонентов автобуса.
Примерами тому могут служить принципиально новый силовой привод с модулем MAN Efficient Hybrid, независимая подвеска колес передней оси, светодиодная оптика или новая модульная концепция салона. Через 18 лет после появления своего предшественника новый MAN Lion’s City знаменует начало новой эры. Поэтому он уже сейчас соответствует всем юридическим нормам, действующим сегодня и вступающим в силу в обозримом будущем.
Внешне новый городской автобус отличается характерным дизайном нового поколения автобусов MAN. При этом, наряду с привлекающими внимание фарами головного света с дневными ходовыми огнями в виде полоски светодиодов и типичной для автобусов MAN черной передней декоративной накладкой с хромированной вставкой, в глаза бросается сниженная поясная линия кузова.
Она не только внешне создает ощущение динамики, но и является частью сегментированной обшивки, позволяющей снизить общую стоимость владения на протяжении жизненного цикла. Как и у новой модели MAN Lion’s Coach, задняя часть нового MAN Lion’s City, выдержанная в стиле современного смартфона, станет узнаваемым отличительным знаком. В дополнение к этому обеспечивается идеальный доступ к различным компонентам.
Дополнительное повышение экономичности благодаря новому двигателю D15, модулю MAN Efficient Hybrid с системой старт-стоп и снижению массы
Благодаря применению новых материалов и производственных технологий новый городской автобус не только смотрится стильно, но и стал легче и надежнее. Кроме того, повысилось удобство эксплуатации, например благодаря крышкам, открывающим доступ к двигателю и обслуживаемым узлам. По сравнению со своим предшественником с двигателем D20 новый MAN Lion’s City в 12 метровой версии при аналогичной комплектации весит примерно на 1130 кг меньше, что, разумеется, заметно сказывается на расходе топлива. Снижению массы, в частности, способствовала новая конструкция крышки моторного отсека без стальной рамы, а также снижение толщины заднего стекла и оптимизация массы боковой обшивки из полипропилена, армированного натуральным волокном.
Дополнительный вклад в повышение экономичности вносит новый облегченный двигатель D1556 LOH, который уже сегодня соответствует экологической норме Евро-6d, вступающей в силу с 1 сентября 2019 года. Новинкой, позволившей отказаться от рециркуляции отработавших газов, стало применение технологии селективной каталитической нейтрализации SCR (Selective Catalytic Reduction) в сочетании с фильтром твердых частиц MAN CRT (Continuously Regenerating Trap). Этот высокоэффективный 9-литровый двигатель предлагается в мощностных вариантах 280, 330 и 360 л. с., что идеально соответствует типичным условиям использования городских автобусов.
В качестве опции новый двигатель D15 дополняется гибридным модулем MAN Efficient Hybrid — системой, благодаря которой снижение расхода топлива и вредных выбросов может достигать 16 %. В дополнение к этому серийное оснащение MAN Efficient Hybrid функцией старт-стоп позволило сделать ожидание на светофоре и остановках максимально тихим. Центральным элементом системы является связанный с коленчатым валом стартер-генератор — электрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую.
Энергия, полученная путем рекуперации, аккумулируется расположенным на крыше автобуса модулем UltraCap, который значительно легче и компактнее аккумуляторной батареи аналогичной емкости. Энергия, накопленная модулем UltraCap, обеспечивает питание бортовой сети независимо от силовой установки, что не только снижает нагрузку на дизельный двигатель, но и делает возможным его выключение, когда автобус стоит. Изменение принципа работы связанного с коленчатым валом стартера генератора позволяет в считанные мгновения снова запустить двигатель MAN D15 и обеспечить последующий разгон благодаря функции интенсивного ускорения.
Новшества, касающиеся независимой подвески, амортизаторов PCV и дверей
Новый Lion’s City стал первым автобусом MAN с независимой подвеской колес. При переезде неровностей дороги одним колесом движение колеса и рычагов подвески лишь незначительно передаются на противоположную сторону. Снижение неподрессоренных масс позволило в целом сделать подвеску более мягкой.
На смену предыдущей технологии демпфирования в качестве серийного решения пришли новые амортизаторы с клапаном повышенного комфорта PCV (Premium Comfort Valve). Эти гидравлические демпферы обеспечивают оптимальную для ездового комфорта и устойчивости жесткость подвески в типичных режимах: при трогании с места, переезде крупных неровностей или небольших препятствий. Благодаря новой концепции подачи масла значительно увеличилось число регулируемых параметров, позволив адаптировать подвеску к любому варианту оси, что, в свою очередь, заметно повышает комфорт при движении.
Двери нового поколения городских автобусов MAN также были усовершенствованы. Как и ранее, они являются собственной разработкой MAN, но при этом стали на 10 см шире и привлекают гармоничным, более быстрым и прямым ходом. На выбор предлагаются пневматические поворотные двери, открываемые вовнутрь или наружу, а также поворотные вовнутрь и поворотно-сдвижные двери с электрогидравлическим приводом. Применяются хорошо зарекомендовавшие себя компоненты, в процессе эксплуатации не требуется смазка или регулировка. Все это обеспечивает привычную надежность дверей. Применение модульной концепции позволило снизить расходы по снабжению запасными частями и гарантировать их высокую доступность, что положительно сказывается на совокупной стоимости владения.
Доступность светодиодного исполнения для всех функций освещения
Примером новых стандартов, устанавливаемых новым MAN Lion’s City, служит световая оптика в передней и задней частях автобуса. MAN использует светодиоды не только в дневных ходовых огнях. Впервые фары головного света доступны в полностью светодиодном варианте. Как и светодиодные задние фонари, они являются частью стандартной комплектации. Светодиодные лампы для всех функций освещения не только создают особый характерный световой дизайн нового MAN Lion’s City, но и вносят свой вклад в повышение безопасности и снижение эксплуатационных расходов. Наряду с высокой эффективностью лампы привлекают длительным сроком службы, составляющим до 10 000 рабочих часов, а также высокой отказоустойчивостью, исключающей необходимость дорогостоящей замены. Одновременно улучшается видимость: светодиодные лампы в фарах ближнего и дальнего света примерно на 50 % ярче галогеновых ламп. Кроме того, они создают более широкое световое пятно при заметно большей дальности освещения.
В салоне также применяются современные технологии светодиодного освещения. По желанию рассеянное освещение может выполняться в виде проходящей по всей длине салона полосы светодиодных светильников теплого белого цвета и цветной подсветки. Оно обеспечивает равномерное освещение и современный динамичный световой дизайн. Особое внимание при этом инженеры уделили отсутствию бликов, чтобы свести к минимуму слепящий эффект на рабочем месте водителя.
Новая концепция сидений: гибкие возможности и удобство уборки
Новая концепция выбора цветов и вариантов отделки салона предполагает светлый и приятный дизайн без лишних визуальных элементов. При этом светлые и темные оттенки выбраны таким образом, чтобы подчеркнуть отдельные функциональные зоны. Одновременно новая концепция сидений с креплением на боковых направляющих и оптимизация расстояния между ними не только экономят место, но и облегчают уборку. При этом используется стандартизированный каркас сиденья, устанавливаемый на две направляющие, крепящиеся к боковой стенке. При помощи адаптеров на них можно легко устанавливать любые сиденья в соответствии с потребностями. Для стоящих пассажиров также обеспечивается комфорт и безопасность: новые потолочные поручни с овальными ручками позволяют удобно держаться.
Эргономика, комфорт и безопасность водителя
В новом MAN Lion’s City также изменено и оптимизировано рабочее место водителя. Элегантно изогнутая дверца кабины идеально вписывается в новую концепцию дизайна. Сосредоточившись на эргономике, комфорте и безопасности, инженеры не в последнюю очередь уделили внимание расположению переключателей и приборов в целях повышения удобства управления. Органы управления теперь сгруппированы в трех зонах в соответствии с частотой их использования. Предлагаемая в качестве опции дополнительная правая приборная панель позволяет устанавливать дополнительные приборы в формате DIN или мониторы системы наблюдения. Сбоку находятся подстаканник и USB-разъем. Дополнительные возможности хранения обеспечивают, например, запираемое отделение для документов водителя или сетка для газет.
В целях улучшения эргономики и настройки оптимального положения водителя увеличена возможность горизонтального смещения водительского сиденья. При регулировке положения рулевого колеса по высоте и углу наклона — приборная панель перемещается синхронно. Улучшение читаемости информации достигается включением в стандартную комплектацию 4-дюймового цветного дисплея высокого разрешения. Безопасность дополнительно повышается за счет более высокого расположения водительского сиденья, а также открывающейся вперед двери кабины водителя. Модульное стекло водительской двери, которое можно продлить до ветрового стекла, обеспечивает дополнительную защиту от несанкционированных действий.
Городские автобусы нового поколения будут изготавливаться на заводе MAN в Стараховице (Польша) с августа 2018 года.
MAN D15: идеальный двигатель для всех городских автобусов
С выходом нового двигателя D1556 LOH компания MAN в целях соблюдения экологической нормы Евро-6d делает ставку исключительно на технологию SCR. Новый 9 литровый двигатель привлекает низким расходом топлива и высокой производительностью.
Для среднего диапазона мощностей этот 9-литровый двигатель обладает идеальным рабочим объемом 9037 см3. Новый D15, устанавливающийся вертикально, заполняет пробел в линейке двигателей MAN. При мощности от 280 до 360 л. с. (206–265 кВт) он уже сегодня отвечает экологической норме Евро 6d. В качестве новшества можно отметить применение только технологии селективной каталитической нейтрализации SCR (Selective Catalytic Reduction), т.е. в применении системы рециркуляции выхлопных газов дальнейшей необходимости нет. В сочетании с фильтром твердых частиц MAN CRT (Continuously Regenerating Trap) она позволяет практически полностью исключить выбросы оксидов азота.
Такое решение, затрагивающее только внутренние части двигателя, потребовало адаптации компонентов, влияющих на смесеобразование, в соответствии с данной технологией. В рамках новой системы впрыска Common Rail турбонагнетатель может быть спроектирован так, чтобы быть оптимизированным для повышения эффективности. Для этого разработчики MAN, помимо прочего, изменили конструкцию форсунок и геометрию камеры сгорания, что позволило достичь оптимального завихрения топлива. К другим новинкам относятся, в частности, новые стальные поршни и клапаны позволяющие обеспечить давление впрыска до 2500 бар и давление воспламенения до 230 бар. Выпуклая форма тарелки уменьшает скольжение при открытии и закрытии клапанов и таким образом сводит к нулю износ материала между клапаном и седлом клапана в головке блока цилиндров. Клапаны с выпуклой тарелкой, а также стальные поршни прекрасно зарекомендовали себя в двигателях MAN серии D38 и привлекают высокой долговечностью и надежностью.
К новым компонентам топливной рампы относится также новый клапан регулировки давления (PRV — Pressure Relief Valve). Этот электромеханический клапан регулирует давление впрыска в общей топливной рампе высокого давления в зависимости от режима работы. В нормальном режиме на клапан PRV не подается напряжение и он закрыт, чтобы во всех форсунках топливной рампы поддерживалось максимальное давление. При динамичной езде, переключении передач или остановке двигателя электромагнит открывает клапан PRV. Это позволяет перенаправить топливо из топливной рампы в обратную магистраль и таким образом снизить давление в топливной рампе до требуемого уровня.
D1556 LOH: легкий, тихий, чистый
Положительным следствием высокого давления впрыска является распыление топлива на мельчайшие частицы, благодаря чему достигается эффективное сгорание, что, в свою очередь, позволяет снизить расход топлива и уровень вредных выбросов. В дополнение к этому высокая степень сжатия также положительно сказывается на поведении двигателя при холодном пуске. Одновременно более высокое среднее давление позволяет оптимизировать термодинамическую нагрузку двигателя D15. Благодаря этому улучшается общий баланс, поскольку больше энергии преобразуется в силу тяги и меньше — в тепловую энергию.
Вместе с тем, нейтрализация отработавших газов с применением технологии SCR требует высоких температур выхлопных газов. Для постоянного поддержания таких температур (в том числе в режиме частичных нагрузок, например в простых топографических условиях или при низкой загрузке автобуса) перед двигателем D15 установлена дополнительная дроссельная заслонка для регулирования наддувочного воздуха. Она ускоряет прогрев двигателя и позволяет быстрее достичь требуемой температуры отработавших газов. Вместе с устанавливаемой после двигателя заслонкой выхлопной трубы регулируемая заслонка наддувочного воздуха поддерживает оптимальную работу системы выпуска отработавших газов.
В новых городских автобусах MAN двигатель D1556 LOH заменяет ранее устанавливавшийся D2066 LUH. Так же как и D20, новый двигатель отличается хорошей динамикой, обусловленной оптимальной конфигурацией турбонагнетателя при сниженной массе и повышенном КПД. Снижение массы разгружает заднюю ось, что способствует лучшему распределению осевой нагрузки. Это особенно важно при большом заднем свесе и большой площади для стоящих пассажиров, так как при этом увеличивается полезная нагрузка. Кроме того, снижение массы уменьшает расход топлива.
Снижение массы достигнуто, в частности, благодаря последовательной оптимизации отдельных компонентов. Для этого еще в процессе разработки применялись современные методы моделирования. Благодаря этому, несмотря на снижение массы компонентов, во многих случаях была найдена оптимальная структура с точки зрения нагрузок и, кроме того, повышен срок службы этих частей. Замена стали и железа алюминием, например в кронштейне компрессора кондиционера, и непосредственный монтаж навесных компонентов на блок цилиндров также способствовали снижению массы. В результате этого комплекса мероприятий удельная масса двигателя D1556 LOH была улучшена до 2,5 кг/л. с. (3,4 кг/кВт).
Новые технологии изготовления и материалы способствуют, с одной стороны, снижению массы, а с другой — улучшению акустики двигателя. Так, детали с большой излучающей поверхностью, например крышка головки блока цилиндров, выполнены из пластика с усиленной геометрической структурой. Это позволяет эффективно снизить уровень шума, например, от клапанных механизмов в головке блока цилиндров. В дополнение к этому, в шестеренчатом приводе ГРМ (например, от коленчатого вала к распределительному валу) используются дополнительные уменьшенные промежуточные шестерни. Благодаря этому в зацеплении всегда находится несколько большее число зубьев, что наряду со снижением массы также в определенной мере способствует улучшению акустики и, прежде всего, сводит к минимуму износ и потребность в обслуживании.
Особая мощность
Несмотря на «курс похудения», мощность двигателя D15 не уступает показателям ранее выпускавшихся двигателей. Напротив, максимальный крутящий момент достигается уже на более низких оборотах: двигатель 280 л. с. развивает максимальный крутящий момент 1200 Н·м при 800–1600 об/мин, двигатель 330 л. с — 1400 Н·м при 900–1600 об/мин, а самый мощный двигатель 360 л. с. — 1600 Н·м при 900–1550 об/мин.
В отличие от аналогичных двигателей с системой рециркуляции отработавших газов новый одноступенчатый турбонагнетатель использует всю массу отработавших газов для повышения эффективности. Как следствие, улучшается отбор мощности и достигается отличная динамика двигателя при одновременно низком расходе топлива. В диапазоне мощностей от 280 до 360 л. с. двигатель оснащается перепускным клапаном, который при необходимости направляет часть отработавших газов мимо турбонагнетателя, чтобы он не перегружался при работе двигателя на высоких оборотах.
Как и двигатель D2676 LOH, работающий в туристических автобусах MAN и NEOPLAN, двигатель D15 теперь оборудуется регулируемым насосом охлаждающей жидкости. В отличие от распространенных ранее жестких, нерегулируемых и постоянно работающих насосов ОЖ, производительность насоса, применяемого MAN и регулируемого во всем диапазоне оборотов, определяется потребностью в охлаждении. Производительность плавно регулируется в пределах от 20 до 95 %. Так, при небольшой потребности в охлаждении, например в простых топографических условиях и при малой нагрузке, требуемая механическая производительность насоса охлаждающей жидкости снижается на 80 %, что означает заметную экономию топлива.
Кроме того, такие компоненты системы охлаждения нового MAN D15, как вентилятор и насос охлаждающей жидкости, оборудованы системой регулирования по потребности. Их особенность состоит в том, что наряду с регистрацией температуры охлаждающей жидкости измеряется также начальное давление в системе охлаждения. Это позволяет своевременно распознать и при необходимости откорректировать снижение давления в напорной магистрали охлаждающей жидкости, чтобы не допустить повреждения компонентов. В результате повышается эксплуатационная безопасность при одновременном снижении расхода топлива за счет более экономичной работы двигателя.
Моторное масло не только выполняет функцию смазки, но и вносит существенный вклад в охлаждение двигателя. С одной стороны, при отводе тепла масло не должно слишком сильно нагреваться, поскольку это приведет к изменению его свойств и необходимости преждевременной замены. С другой стороны, при слишком низкой температуре возрастает трение и расход топлива. Во избежание предельных температур MAN использует оптимизированный масляный радиатор (теплообменник), а для сокращения потерь на трение при непрогретом двигателе и в диапазоне слабых нагрузок средняя температура масла увеличивается благодаря оснащенному термостатом байпасу масляного радиатора.
MAN Efficient Hybrid: интеллектуальный модуль
В качестве опции новый двигатель D15 можно дополнить новым мягким гибридным модулем MAN Efficient Hybrid, способным оказать поддержку дизельному двигателю и значительно снизить расход топлива. Большое преимущество серийного оснащения функцией старт-стоп состоит в снижении выхлопных газов и шума двигателя при ожидании на светофорах и остановках. MAN Efficient Hybrid способствует снижению выбросов CO2 и оксидов азота, а значит, улучшению качества воздуха в городах. И это на протяжении многих лет, ведь модуль MAN Efficient Hybrid и его накопитель энергии рассчитаны на целых 2,6 миллиона циклов остановки и пуска двигателя.
Необходимым условием этого является накопление энергии, выделяющейся при торможении, установленным на крыше автобуса модулем рекуперации UltraCap. Накопленная энергия используется для подзарядки аккумулятора и питания бортовой сети. Центральным элементом является связанный с коленчатым валом стартер генератор — электрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую. При работе генератора происходит рекуперация энергии торможения, которая затем используется электрической машиной для трогания с места и пуска двигателя. Функция интенсивного ускорения поддерживает необходимый для трогания с места крутящий момент и, с одной стороны, обеспечивает быстрый и тихий пуск, а с другой — также вносит свой вклад в экономию топлива.
Малая общая конструктивная высота двигателя D15 достигнута не в последнюю очередь благодаря новой компактной конструкции головки блока цилиндров. Оптимизация выпускных каналов, в свою очередь, позволила снизить потери на газообмен и повысить эффективность сгорания топлива при одновременном снижении вредных выбросов и расхода топлива. Адаптированное направленное движение газовой смеси в камере сгорания дополнительно снижает выброс частиц сажи. Плоские кольца седел клапанов улучшают охлаждение особо горячих зон. Это позволяет компенсировать повышение термической нагрузки.
Вертикальная установка двигателя обеспечивает удобный доступ к обслуживаемым частям, например топливному и масляному фильтрам. Кроме того, простая модульная конструкция двигателя способствует снижению расходов на техническое и сервисное обслуживание.