Сергей Собянин: Добрый день. У нас этот год — исторический: заканчиваем обновление подвижного состава. Осталось буквально несколько сотен старых автобусов в Мосгортрансе. В этом году все автобусы будут современные, высокого экологического класса, безопасные, доступные для маломобильных групп населения, и я надеюсь, что комфортные для вашей работы. Это так? Как вы себя чувствуете в новых автобусах?
Водитель: Отлично.
Сергей Собянин: Эти новые автобусы отличаются от тех машин, на которых вы раньше работали?
Водитель: Очень сильно отличаются.
Сергей Собянин: А чем отличаются?
Водитель: Уровнем комфорта отличаются.
Сергей Собянин: Для вас или для пассажиров?
Водитель: Для всех.
Ольга Журавлева (водитель 1-го троллейбусного парка ГУП «Мосгортранс»): В автобусах прохладнее людям.
Сергей Собянин: Климат-контроль.
Ольга Журавлева: Да, люди себя очень хорошо чувствуют.
Сергей Собянин: USB-зарядка. Это работает?
Водитель: Работает.
Сергей Собянин: Очень важно. Шесть с половиной миллионов пассажиров перевозите каждый день — колоссальный объем. Москвичи отмечают, что наш пассажирский транспорт стал лучше, комфортнее. Надо этот уровень поддерживать.
Каждый год мы постепенно будем обновлять автопарк, чтобы он был на качественном хорошем уровне. Сегодня это самый молодой парк в Европе. Моложе, чем в Париже, Лондоне и других европейских городах. Надо эту планку поддерживать. И начинаем с этого года закупать электробусы и вводим такое экологическое требование, которое выражено требованиями москвичей, обществом. Мы все хотим, чтобы наш город был чище, воздух чище, экология лучше, и пример перехода транспорта на электрическую тягу, конечно, очень важен. Постепенно троллейбусы будут заменяться на электробусы, а водители троллейбусов будут переучиваться и ездить на новых машинах. Мы добились от Правительства постановления, согласно которому можно будет легко переучить водителей троллейбусов.
Ольга Журавлева: Сергей Семенович, пользуясь случаем, можно вы от нас услышите? Мы в восхищении от нашего города, от его внешнего вида, от внутреннего убранства, от внутреннего устройства. Ведь все, что произошло за последние годы, просто вызывает огромное восхищение. Спасибо вам, вашей команде за наш город. Ждем на улицах нашего города современных, комфортабельных, функциональных электробусов.
Сергей Собянин: Наша общая задача, наша общая победа, потому что у нас общие планы — с каждым годом делать транспорт более комфортным, чтобы он ходил по расписанию, чтобы было хорошее обслуживание и комфортно пассажирам.
Оксана Серикова (водитель 5-го автобусного парка ГУП «Мосгортранс»): Можно в связи с этим вопрос? Сергей Семенович, у нас длинномеры и трамваи, в них введено бестурникетное обслуживание. Будет ли у нас на простых автобусах такое предусмотрено, потому что люди толкаются, очень много времени уходит на посадку. Люди возмущаются, приходится как-то успокаивать их. А в три двери — это было бы очень хорошо. Будут какие-то изменения?
Сергей Собянин: Вы помните, с чего мы начинали? У нас порядка 25–30 процентов были безбилетники, что большим грузом ложилось на тех москвичей, которые добросовестно оплачивали свой проезд. Из-за этого росли тарифы, субсидии — и вся экономика Мосгортранса и других компаний хромала. Тем не менее за последние годы дисциплины стало значительно больше. Это, конечно, заслуга и контролеров, которые начали работать на линии, ну и комфортного транспорта, который сам тебя морально подвигает к тому, чтобы ты оплатил проезд.
Когда мы экспериментировали на трамваях, сделав бестурникетный вход, вначале был всплеск безбилетного проезда, но потом все это стабилизировалось и сейчас вышло на неплохой уровень. Сейчас мы открыли турникеты во всех трамваях, на 80 маршрутах автобусов. И что мы видим? С одной стороны, конечно, немного больше стало безбилетников, но не принципиально, не намного, здесь нужна эффективная работа контрольной службы. С другой стороны, процентов на 10–15 увеличивается скорость движения. За счет этого по большому счету предприятия тоже экономят. Меньше нужно топлива, меньше единиц техники на одну линию, которая двигается с такой же частотой. Чем быстрее автобус двигается, тем меньше надо машин на маршрут. И, по сути дела, одно другое компенсирует. Мы получаем комфорт для пассажиров, и скорость движения увеличивается.
После всех этих экспериментов, которые мы провели, мы видим, что это правильное направление. Эти современные автобусы оборудованы валидаторами — каждая дверь, каждый выход. У нас огромное количество машин, в которых установлен только один валидатор. Я думаю, если такое решение принимать, нужно провести значительную подготовку — поставить валидаторы на все двери. И научиться работать без турникетов. Если вы это поддерживаете, мы такую работу проведем.
Водители: Поддерживаем.
Сергей Собянин: Это большая работа. Необходимо закупить около двух-трех тысяч валидаторов и установить. Я такую задачу поставлю перед вашим руководством, перед Департаментом транспорта — так, чтобы мы до сентября успели установить валидаторы и демонтироватьтурникеты на всех автобусах. Хорошо?
Водители: Хорошо.
Ольга Журавлева: Сергей Семенович, спасибо большое за организацию выделенных полос. Это такое мудрое, грамотное решение.
Сергей Собянин: Вы помните, как оно воспринималось?
Ольга Журавлева: И как воспринималось, и как все начиналось — это было так стихийно, а сейчас, когда практически все стали выполнять правила дорожного движения, мы, конечно, едем по расписанию, мы нигде не стоим, ни автобусы, ни троллейбусы.
Сергей Собянин: Даже там, где мы строим метро, жители просят, чтобы мы оставили выделенные полосы. Не все пользуются метрополитеном, многие остаются на этих маршрутах. На выделенных полосах ездят еще и такси, что тоже комфортная история. Многие пересаживаются на общественный транспорт благодаря выделенным полосам. Раньше все стояли — и автобусы, и частные машины. Сейчас, когда ездят по выделенной полосе автобусы и такси, уже есть мотивация пересесть на автобус и двигаться быстрее.
Спасибо, друзья.
Водители: Вам спасибо!