Группа ГАЗ сделала ход, которого мы не ожидали: объявлено о начале серийного оснащения газовских автомобилей, сходящих с конвейера, телематикой, причем в основе своей бесплатной! Такого еще не делал ни один российский производитель автомобилей — да и в Европе подобные решения для мало- и среднетоннажного транспорта пока далеко не массовые.
Начиная с июня блок телематики будет устанавливаться на цельнометаллические фургоны Газель Next, а в течение года его получат все сходящие с конвейера модификации Газелей Next (включая микроавтобусы) и Газонов Next, а также спецтехника. Цена автомобилей при этом не возрастет.
Система устроена вкратце так. В машине, изначально оснащенной датчиками и CAN-шиной, находится блок, который подключается к интернету и связывается со спутниками ГЛОНАСС/GPS: он аккумулирует и передает данные со спутников и CAN-шины. Эта информация поступает на заводской сервер, который способен перерабатывать огромные массивы данных, а клиентам предлагаются мобильное приложение GAZ Connect и интернет-портал.
Правда, на момент подготовки материала этот ресурс еще недоступен, и приложения пока нет ни в Google Play, ни в App Store.
Но, судя по заводской информации, достаточно зарегистрироваться в скачанном приложении, добавить туда данные своего автомобиля — и с мобильника или компьютера будут доступны онлайн различные параметры. У системы предусмотрены два основных уровня — бесплатный ограниченный и платный (по нашей информации, 200—300 рублей в месяц).
Бесплатно можно просмотреть, к примеру, пробеги — общий и до ТО, уровень топлива, температуру охлаждающей жидкости и время последнего выхода устройства на связь.
А после заявки и подключения к порталу GAZ Fleet будут видны также средняя скорость, расход топлива, давление масла, уровень охлаждающей жидкости, исправность генератора, напряжение сети, ошибки, которые выдает борткомпьютер, наконец, включено ли зажигание - и геолокация, то есть местонахождение автомобилей.
Обещана и масса других онлайн-услуг — от управления автопарком с полноценными подробнейшими отчетами о машинах и онлайн-страхования до помощи на дорогах и развлечений. Система позволит связываться с дилерами, вести переписку и т.д. При этом доступ к системе (но на разных уровнях) может быть у различных пользователей — от водителей до бухгалтерии и руководства. Все это, конечно, очень удобно для автопарков — как больших наподобие Газелькина, так и не очень. «Иванов! Почему не на маршруте? Я вижу, Газель во дворе стоит и зажигание выключено!»
А еще по нашему опыту телематические отчеты об автомобилях позволяют ощутимо экономить за счет изучения стилей езды водителей, маршрутов и дальнейшего улучшения показателей. В общем, газелисты и их руководство получат все то, чем уже не первый год пользуются владельцы европейской дальнобойной техники: к примеру, у Скании подобная система называется FMS, Fleet Management System, а у Volvo — Dynafleet.
Остается надеяться, что все это будет работать без сбоев и глюков. А еще жаль, что автомобили прежних выпусков (например, Газель Next 2015 года, которую я эксплуатирую) дооснастить такой системой уже не получится…
автор: Федор Лапшин