Компания MAN Truck & Bus провела очередной, уже традиционный, MAN Bus Days. На этот раз местом проведения был выбран Нюрнберг, где расположено производство двигателей этой известной на весь мир немецкой компании. В рамках мероприятия прошла мировая премьера нового городского автобуса MAN Lion’s City.
MAN Lion’s City MY2018 Габаритная длина: 12,0/18,0 м Начало продаж: осень 2018 г.
В СТИЛЕ ДИСКО
Перед отправкой на вечернюю часть мероприятия нас ожидал небольшой сюрприз. К зданию отеля подошел обычный с виду городской сочлененный автобус, на который поначалу никто не обратил внимания. Когда же нас пригласили внутрь, все были приятно удивлены барной стойкой с напитками, музыкой в стиле диско и световым шоу. В таком приподнятом настроении мы и отправились через весь город на завод двигателей.
К слову сказать, в этом году компания MAN Truck & Bus приняла на своем форуме MAN Bus Days в несколько заходов до 1500 гостей со всего мира, в число которых входили представители транспортных компаний, водители, журналисты, да и просто поклонники марки. При этом посетителям мероприятия была предоставлена возможность познакомиться с транспортными средствами всего модельного ряда марок MAN и Neoplan, а также провести небольшой тест-драйв. Несомненно, одним из самых ярких событий стала мировая премьера нового городского автобуса MAN Lion’s City, которому и посвящу основную часть повествования. Хотя нельзя не отметить присутствие на мероприятии уже известного туристического автобуса Neoplan Cityliner, привлекшего восхищенные взгляды присутствующих благодаря доработке, сделанной группой художников Klebebande из Берлина в рамках проекта Moving Art.
ЧЕТКИЙ ОРИЕНТИР
При представлении нового городского автобуса был задан четкий ориентир на экономичность, комфорт при вождении, новые технологии и дизайн. При этом разработчики поставили перед собой цель установления новых стандартов для всех без исключения компонентов автобуса. Примерами тому могут служить принципиально новый силовой привод с модулем MAN Efficient Hybrid, независимая передняя подвеска, светодиодная оптика и новая модульная концепция салона. Через 18 лет после появления своего предшественника новоиспеченный MAN Lion’s City открывает новую страницу в создании городских автобусов. Машина уже сейчас соответствует всем нормам, действующим на сегодня и вступающим в силу в обозримом будущем.
Внешне новый городской автобус отличается характерным для марки MAN дизайном. Наряду с привлекающей внимание головной оптикой с дневными ходовыми огнями в виде полоски светодиодов и типичной для автобусов MAN черной декоративной накладкой с хромированной вставкой в глаза бросается сниженная поясная линия кузова. Она не только создает визуальное ощущение динамики, но и позволяет снизить общую стоимость владения на протяжении жизненного цикла автобуса. Как и у новой модели MAN Lion’s Coach, задняя часть нового MAN Lion’s City выдержана в стиле современного смартфона. В скором времени для всех она станет отличительным знаком автобусной марки.
По всей вероятности, световая оптика в передней и задней частях автобуса послужит примером в установлении новых стандартов. MAN использует светодиоды не только в дневных ходовых огнях. Впервые фары головного света доступны в полностью светодиодном варианте. Как и светодиодные задние фонари, они являются частью стандартной комплектации. Наряду с высокой эффективностью лампы подкупают длительным сроком службы, составляющим до 10 тыс. часов, а также высокой отказоустойчивостью, исключающей необходимость дорогостоящей замены. Одновременно улучшается видимость: светодиодные лампы в фарах ближнего и дальнего света примерно на 50 % ярче галогеновых.
Благодаря применению новых материалов и технологий городской автобус не только смотрится стильно, он стал легче и надежнее. Кроме того, повысилось удобство эксплуатации, например благодаря удобным панелям, открывающим доступ к двигателю и обслуживаемым узлам. По сравнению со своим предшественником с двигателем D20, новый MAN Lion’s City в 12 метровой версии при аналогичной комплектации имеет меньшую массу — примерно на 1130 кг, что заметно сказывается на расходе топлива. Снижению массы, в частности, способствовала новая конструкция панели моторного отсека без стальной рамы, а также уменьшение толщины заднего стекла и оптимизация массы боковой обшивки из полипропилена, армированного натуральным волокном.
Предусмотрен вариант 18‑метрового сочлененного городского автобуса.
Новый Lion’s City стал первым автобусом MAN с независимой подвеской передних колес. При переезде неровностей дороги одним колесом движение колеса и рычагов подвески лишь незначительно передаются на противоположную сторону. Снижение неподрессоренных масс позволило в целом сделать подвеску более мягкой. На смену предыдущей технологии демпфирования в качестве серийного решения пришли новые амортизаторы с клапаном повышенного комфорта PCV. Эти гидравлические демпферы обеспечивают оптимальную для ездового комфорта и устойчивости жесткость подвески во все режимах движения.
Двери нового автобуса также усовершенствованы. Как и ранее, они являются собственной разработкой, но при этом стали на 100 мм шире и отличаются более быстрым и четким ходом. На выбор предлагаются пневматические поворотные двери, открываемые вовнутрь или наружу, а также поворотные вовнутрь и поворотно-сдвижные двери с электрогидравлическим приводом. При этом применяются хорошо зарекомендовавшие себя компоненты, не требующие в процессе эксплуатации смазки или регулировки.
Новая концепция выбора цветов и вариантов отделки салона предполагает светлый и приятный дизайн без лишних визуальных элементов. При этом светлые и темные оттенки выбраны таким образом, чтобы подчеркнуть отдельные функциональные зоны. Одновременно новая концепция сидений с креплением на боковых направляющих и оптимизация расстояния между ними не только экономят место, но и облегчают уборку. При этом используется стандартизированный каркас сиденья, устанавливаемый на две направляющие, крепящиеся к боковой стенке. При помощи адаптеров на них можно легко устанавливать любые сиденья в соответствии с потребностями. Для стоящих пассажиров также обеспечивается комфорт и безопасность: новые потолочные поручни с овальными ручками позволяют удобно держаться.
Новая концепция сидений с креплением на боковых направляющих.
В салоне также применяются современные технологии светодиодного освещения. По желанию рассеянное освещение может выполняться в виде проходящей по всей длине салона полосы светодиодных светильников теплого белого цвета и цветной подсветки. Оно обеспечивает равномерное освещение и современный динамичный световой дизайн.
В новом MAN Lion’s City оптимизировано рабочее место водителя. Элегантно изогнутая дверца кабины идеально вписывается в новую концепцию дизайна. Сосредоточившись на эргономике, комфорте и безопасности, инженеры не в последнюю очередь уделили внимание расположению переключателей и приборов в целях повышения удобства управления. Органы управления теперь сгруппированы в трех зонах в соответствии с частотой их использования. Предлагаемая в качестве опции дополнительная правая приборная панель позволяет устанавливать дополнительные приборы в формате DIN или мониторы системы наблюдения. Сбоку находятся подстаканник и USB-разъем.
Для улучшения эргономики увеличена возможность горизонтального смещения водительского сиденья. При регулировке положения рулевого колеса по высоте и углу наклона приборная панель перемещается синхронно. Улучшение читаемости информации достигается включением в стандартную комплектацию 4 дюймового цветного дисплея высокого разрешения. Модульное стекло водительской двери, которое можно продлить до ветрового стекла, обеспечивает дополнительную защиту от несанкционированных действий.
Органы управления отныне сгруппированы в трех зонах, в соответствии с частотой их использования.
УСТРАНЯЯ ПРОБЕЛ
Дополнительный вклад в повышение экономичности нового автобуса внесет новый облегченный двигатель D1556 LOH, который уже сегодня соответствует экологическим нормам Euro 6d, вступающим в силу 1 сентября 2019 года.
Для среднего диапазона мощностей этот 9 литровый двигатель обладает идеальным рабочим объемом 9037 см3. Устанавливающийся вертикально мотор заполнит пробел в линейке двигателей MAN. Высокоэффективный двигатель будет предлагаться в вариантах мощности 280, 330 и 360 л. с., что соответствует типичным условиям эксплуатации городских автобусов.
В качестве одного из новшеств следует отметить применение для достижения требований экологических стандартов только технологии SCR, без использования системы EGR. В сочетании с фильтром твердых частиц MAN CRT технология SCR позволит практически полностью исключить выбросы оксидов азота.
Такое решение потребовало адаптации компонентов, влияющих на смесеобразование. В рамках новой системы впрыска Common Rail турбонагнетатель может быть настроен таким образом, чтобы быть оптимальным с точки зрения повышения эффективности. Для этого разработчики MAN, помимо прочего, изменили конструкцию форсунок и геометрию камеры сгорания, что позволило достичь оптимального завихрения топлива. К другим новинкам относятся, в частности, новые стальные поршни и клапаны, позволяющие обеспечить давление впрыска до 2500 бар и давление воспламенения до 230 бар.
В отличие от аналогичных двигателей с системой рециркуляции отработавших газов, новый одноступенчатый турбонагнетатель использует всю массу отработавших газов для повышения эффективности. Как следствие, улучшается отдача и достигается отменная скоростная характеристика двигателя при одновременно низком расходе топлива.
Кстати, двигатель D15 теперь оборудуется регулируемым насосом охлаждающей жидкости. Производительность насоса, регулируемого во всем диапазоне оборотов, определяется потребностью в охлаждении. Производительность плавно регулируется в пределах от 20 до 95 %. Так, при небольшой потребности в охлаждении, например при малой нагрузке, требуемая механическая производительность насоса охлаждающей жидкости снижается на 80 %, что означает заметную экономию топлива. В равной степени это относится и к приводу вентилятора.
В новых городских автобусах MAN двигатель D1556 LOH заменяет ранее устанавливавшийся D2066 LUH. Новый двигатель отличается хорошей динамикой, обусловленной оптимальной конструкцией и настройкой турбонагнетателя при сниженной массе и повышенном КПД. Снижение массы двигателя разгружает заднюю ось, что способствует лучшему распределению осевой нагрузки. Это особенно важно при большом заднем свесе и площадке для стоящих пассажиров, так как при этом увеличивается полезная нагрузка. Кроме того, снижение массы уменьшает расход топлива.
Новый облегченный двигатель D1556 LOH уже сегодня соответствует экологическим нормам Euro 6d.
В качестве опции двигатель D15 можно будет дополнить новым гибридным модулем MAN Efficient Hybrid, способным значительно снизить расход топлива. Большое преимущество серийного оснащения функцией старт/стоп состоит в снижении количества отработавших газов и шума двигателя при ожидании на светофорах и остановках. MAN Efficient Hybrid способствует уменьшению выбросов CO2 и оксидов азота, а значит, улучшению качества воздуха в городах. Модуль и его накопитель энергии рассчитаны на 2,6 млн циклов остановки и пуска двигателя.
Городские автобусы нового поколения будут изготавливаться на заводе MAN в Стараховице (Польша) с августа 2018 года.
Задняя часть нового MAN Lion’s City выдержана в стиле современного смартфона.
ВЕЧЕРИНКА В 18 МЕТРОВ
Для многих участников MAN Bus Days начался с поездки на вечернюю презентацию в передвижном диско-клубе. Неординарную машину подготовил тюнинговый центр MAN Bus Modification Center, который переоборудовал стандартный MAN Lion’s City GL предыдущего поколения для компании Sales-Lentz Group. В передвижном клубе могут танцевать, наслаждаться напитками и веселиться до 45 человек.
Барная стойка оборудована поворотной дверью, тремя холодильниками, диспенсером и охладителем для разливного пива. Здесь также установлен диджейский пульт для управления акустической системой класса High-End со встроенными динамиками, сабвуферами и съемными внешними динамиками.
Для более спокойного времяпрепровождения в хвостовой части автобуса предусмотрен уютный лаунж с угловым диваном. Для того чтобы напитки не опрокидывались во время движения, используются встроенные магнитные подстаканники. Особенно интересно оформлены поручни с уходящими вверх причудливыми ответвлениями. В автобусе также установлена первоклассно оборудованная туалетная кабина.
В плане освещения разработчики сделали ставку на индивидуальные и уникальные решения. Эксклюзивная концепция светодиодных лент Pixelstripe и светодиодные светильники по периметру лаунж-зоны создают спецэффекты.
Клубную атмосферу дополняют потолочные светильники. Каждый элемент управляется индивидуально.
В диско-автобусе также установлен монитор, соединенный с камерой «рыбий глаз», с возможностью выхода в социальные сети. Гости могут не только делать снимки, но и сразу же размещать их в социальных сетях.
Технические характеристики MAN Lion’s City MY2018
Количество мест для сидения
33 (3‑дверный вариант)
Габариты(длина/ширина/высота)
12 185/2550/3060 мм
Колесная база
6005 мм
Объем топливного бака
175–350 л
Двигатель
D1556 LOH12, Euro 6d, диз., рядный, 6‑цилиндровый, раб. объем 9037 см3, мощность 280 при 1800 мин-1, крутящий момент 1200 при 800–1600 мин-1
Коробка передач(автомат.)
ZF EcoLife Step3 (6‑ступ.) или Voith DIWA6 (4‑ступ.)
Подвеска(передняя/задняя)
независимая, пневматическая/зависимая, пневматическая
Тормоза
дисковые
Конкуренты
Scania Citywide, Mercedes-Benz Citaro
автор: Сергей Воронин